English   | Регистрация   |   Персональный раздел
  Начало  
|  Антикварные книги в подарок  
|  Каталоги антикварных книг  
|  О старых книгах  
|  Полезная информация  
|  Книжные аукционы  
 
Поиск по антикварным книгам в продаже
Поиск
Ok
Расширенный поиск
Рецензируемая Л. Карсавиным книга у нас в продаже!
Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика
Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика
Цена: 6'000 руб.
В продаже также автограф Н. Арсеньева
Рассылка новых поступлений
TOP просмотров посетителей сайта
Сеймовый устав для Великого Княжества Финляндского ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный 20 июля 1906 года
Сеймовый устав для Великого Княжества Финляндского ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный 20 июля 1906 года
Цена: 47'000 руб.  

Рецензия Л. Карсавина на книгу Николая Арсенеева "Жажда подлинного бытия" Берлин: С. Ефрон, 1922 г.

 

 

Книга Н. С. Арсеньева предcтавляет собою своего рода хрестоматию сентенций извлеченных из мистических произведений Индии, Китая и, преимущественно, западной Европы. Эти сентенции распределены по рубрикам: 1) „томление духа" (неудовлетворенность относительным бытием - эмпирической действительностью), 2) „искание выхода - великие мистические религии", т. е. буддизм, брахманизм, эллинская религиозность и христианство, 3) „ощущение полноты бытия" (сравнительный анализ мистических переживаний). Выбор их следует признать очень удачным; и единственный, но весьма важный упрек, который можно сделать автору, заключается в том, что соединение цитат внешне.


В книге Н. С. Арсеньева мало автора, и это не позволяет читателю должным образом понять и оценить приведенный им богатый материал. Автор мотивирует во „введении" характер своего изложения тем, что желает воздержаться „от всякой метафизики, от всякого заключения о закономерности, о нормах, от всяких выводов, делаемых от запросов человеческого духа к тому, что объективно есть ..." Он хочет лишь „проследить в общих чертах ... искания, ... борения, ... выводы скор6ной мудрости из скорбного опыта жизни, … возгласы разочарования и мрачного безразличия или острые крики отчаяния и муки, а с другой стороны - и переживания тех, которые утверждают, что они прикоснулись к истинной, неиссякающей Реальности, что они ощутили смысл и цель мирового процесса ...".


Однако, такое „беспристрастное" отношение, прежде всего, невозможно - и сам автор не скрывает своего сочувственного отношения к христианским исканиям и христианской мистике. Даваемая им сравнительная оценка нехристианских и христианских теорий и идеалов, вовсе не является безусловно объективною. В данном случае мнимая объективность только сковывает мысль, не позволяя углубиться в анализ, расплавить собранные тексты и найти в них один из аспектов объективной истины.


Трудно спорить с автором и обвинять его в недосказанностях, в недоведении до конца выдвигаемых им вопросов - он обезоруживает своим заявлением. Но все же нельзя признать достаточным то различие, которое он устанавливает, например, между мистикой поздней античности, с одной стороны, и христианскою мистикой с другой. Это различие не сводится к противоположению абстрактной идеи Бога у Платона и конкретного Бога и человека в христианстве. Следовало бы указать и на то, что, помимо Платоновской идеи Блага есть еще Бог „Тимея" и Бог Аристотеля, а концепция новоплатоников ближе к христианской, чем представляется автору.


С другой же стороны, мало указать на конкретность личности Христа — это указывается уже давно. Необходимо выяснить философский смысл веры в личного Бога, а Его индивидуально-человеческое бытие и смысл идеи искупления мира страданием одного. Только такое расссмотрение текстов, не мнимо-объективное, а сознательно-заинтересованное, „cum ira et studio" способно установить „типы мистического разрешения проблемы жизни" - один исторический обзор не гарантирует полноты классификации и не дает еще настоящего проникновения в проблемы. И только оно может привести к открытию их „внутреннем психологической последовательности", к „известному обобщению" или „синтезу". Без самостоятельных исканий тексты немы и внешне-систематическое их изложение говорить их не заставляет.


Рецензируемая книга — сборник прекрасных текстов, извлеченных и переведенных вполне компетентным, и не пожалевшем труда на примечания и даже попутное указание главной литературы, автором.

 

Лев Карсавин



Цит. по "Новая русская книга" № 11-12 1922 г. с. 18

 

Адаптация текста к новой орфографии и новым орфографическим правилам, а также редактура - (c) Biblionne

 
Создание интернет магазина Melbis Shop
Copyright © 2005-2013 Антикварные книги BIblionne
Последнее обновление магазина: 01-11-2017