English   | Регистрация   |   Персональный раздел
  Начало  
|  Антикварные книги в подарок  
|  Каталоги антикварных книг  
|  О старых книгах  
|  Полезная информация  
|  Книжные аукционы  
 
Поиск по антикварным книгам в продаже
Поиск
Ok
Расширенный поиск
Рецензируемая Л. Карсавиным книга у нас в продаже!
Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика
Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика
Цена: 6'000 руб.
В продаже также автограф Н. Арсеньева
Рассылка новых поступлений
TOP просмотров посетителей сайта
ГПУ. Записки чекиста
ГПУ. Записки чекиста
Цена: 160'000 руб.  

Рецензия Л. Карсавина на книгу Николая Арсенеева "Жажда подлинного бытия" Берлин: С. Ефрон, 1922 г.

 

 

Книга Н. С. Арсеньева предcтавляет собою своего рода хрестоматию сентенций извлеченных из мистических произведений Индии, Китая и, преимущественно, западной Европы. Эти сентенции распределены по рубрикам: 1) „томление духа" (неудовлетворенность относительным бытием - эмпирической действительностью), 2) „искание выхода - великие мистические религии", т. е. буддизм, брахманизм, эллинская религиозность и христианство, 3) „ощущение полноты бытия" (сравнительный анализ мистических переживаний). Выбор их следует признать очень удачным; и единственный, но весьма важный упрек, который можно сделать автору, заключается в том, что соединение цитат внешне.


В книге Н. С. Арсеньева мало автора, и это не позволяет читателю должным образом понять и оценить приведенный им богатый материал. Автор мотивирует во „введении" характер своего изложения тем, что желает воздержаться „от всякой метафизики, от всякого заключения о закономерности, о нормах, от всяких выводов, делаемых от запросов человеческого духа к тому, что объективно есть ..." Он хочет лишь „проследить в общих чертах ... искания, ... борения, ... выводы скор6ной мудрости из скорбного опыта жизни, … возгласы разочарования и мрачного безразличия или острые крики отчаяния и муки, а с другой стороны - и переживания тех, которые утверждают, что они прикоснулись к истинной, неиссякающей Реальности, что они ощутили смысл и цель мирового процесса ...".


Однако, такое „беспристрастное" отношение, прежде всего, невозможно - и сам автор не скрывает своего сочувственного отношения к христианским исканиям и христианской мистике. Даваемая им сравнительная оценка нехристианских и христианских теорий и идеалов, вовсе не является безусловно объективною. В данном случае мнимая объективность только сковывает мысль, не позволяя углубиться в анализ, расплавить собранные тексты и найти в них один из аспектов объективной истины.


Трудно спорить с автором и обвинять его в недосказанностях, в недоведении до конца выдвигаемых им вопросов - он обезоруживает своим заявлением. Но все же нельзя признать достаточным то различие, которое он устанавливает, например, между мистикой поздней античности, с одной стороны, и христианскою мистикой с другой. Это различие не сводится к противоположению абстрактной идеи Бога у Платона и конкретного Бога и человека в христианстве. Следовало бы указать и на то, что, помимо Платоновской идеи Блага есть еще Бог „Тимея" и Бог Аристотеля, а концепция новоплатоников ближе к христианской, чем представляется автору.


С другой же стороны, мало указать на конкретность личности Христа — это указывается уже давно. Необходимо выяснить философский смысл веры в личного Бога, а Его индивидуально-человеческое бытие и смысл идеи искупления мира страданием одного. Только такое расссмотрение текстов, не мнимо-объективное, а сознательно-заинтересованное, „cum ira et studio" способно установить „типы мистического разрешения проблемы жизни" - один исторический обзор не гарантирует полноты классификации и не дает еще настоящего проникновения в проблемы. И только оно может привести к открытию их „внутреннем психологической последовательности", к „известному обобщению" или „синтезу". Без самостоятельных исканий тексты немы и внешне-систематическое их изложение говорить их не заставляет.


Рецензируемая книга — сборник прекрасных текстов, извлеченных и переведенных вполне компетентным, и не пожалевшем труда на примечания и даже попутное указание главной литературы, автором.

 

Лев Карсавин



Цит. по "Новая русская книга" № 11-12 1922 г. с. 18

 

Адаптация текста к новой орфографии и новым орфографическим правилам, а также редактура - (c) Biblionne

 
Создание интернет магазина Melbis Shop
Copyright © 2005-2013 Антикварные книги BIblionne
Последнее обновление магазина: 13-03-2017